Правила инвестирования Уоррена Баффета. Игра мастера.

Уоррен Баффет

Современные подходы к инвестированию в ценные бумаги базируется на гипотезе эффективного рынка, сформулированную в 1965 году американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Юджином Фама. Суть гипотезы заключается в предположении, что вся информация немедленно и в полной мере отражается на курсовой стоимости ценной бумаги. Вследствие чего, рыночная стоимость является объективной и справедливой.

Уоррен Баффет во времена зарождения гипотезы эффективного рынка уже занимался инвестициями. Сколотив немалые деньги, в том же 1965 году он приобрел контрольный пакет акций Berkshire Hathaway — компании, ставшей его визитной карточкой. Баффет называет гипотезу эффективного рынка чушью и говорит, что должен еще приплачивать учебным заведениям, преподающим эту теорию, так как благодаря её приверженцам он и его коллеги смогли заработать миллионы и миллионы долларов. Не надо быть финансовым гением, чтобы не согласиться с аргументами Баффета. Гипотеза эффективного рынка не учитывает самого важного фактора — эмоции участников торгов. Страх потерять свои деньги заставляет людей на самые нелогичные и опрометчивые поступки. Когда же страх овладевает сразу множеством людей создается паника, приводящая к обвалам рынков. Кроме того, эффективный рынок подразумевает наличие полной, немедленной и объективной информации. Но даже в наши времена с этим есть большие проблемы.

Уоррен Баффет был учеником известного экономиста и профессионального инвестора, в последствии ставшего его другом — Бенджамина Грэма (Грэхем). Грэм — создатель принципиально иной концепции, так называемого стоимостного инвестирования. Его идея базируется на определении самой акции, как доли в имуществе компании. Если предположить, что фирма прекратит свое существование и всё её имущество будет распродано, то оставшаяся сумма средств будет пропорционально разделена между акционерами. На основе этого предположения Бенджамин Грэм разработал стратегию инвестирования в акции, предполагавшую покупку акций компаний, чья балансовая стоимость выше рыночной. Такой подход позволил его создателю заработать немалую сумму. Но были и существенные недостатки.

И Грэм и Баффет, который в начале своей карьеры активно использовал стратегию стоимостного инвестирования, видели главный недостаток такого подхода: спустя длительное время некоторые акции действительно вырастали в цене, а другие так и продолжали торговаться по цене ниже балансовой стоимости. Грэм предложил в качестве выхода из положения ряд правил: во-первых, покупать акции, рыночная цена которых ниже балансовой ниже более чем на 25%. Во-вторых, использовать по максимуму диверсификацию. И, в-третьих, продавать акции, если цена не вырастала в течение более 3 лет.

Уоррена Баффета такой подход не устраивал. Он желал быть точно уверенным в правильности своих инвестиций. И в этом ему помогли такие известные экономисты, как Филипп Фишер, Лоренс Блумберг, Джон Бэрр Уильямс, Джон Мейнард Кейнс. Благодаря их идеям, Баффет существенно перекроил стратегию стоимостного инвестирования Грэма. Разберем по порядку.

Филипп Фишер утверждал, что инвестировать следует только в экономически стабильные предприятия, а акции эффективных предприятий не следует продавать никогда. В самом деле, какой смысл постоянно держать руку на пульсе, и с нетерпением ждать очередного финансового отчета компании в надежде, на то, что она покажет прибыль. Если предприятие стабильно работает, то можно с большой долей уверенности говорить, что и через год, и через 5 лет, и через 20 лет оно будет стабильно приносить прибыль. А если курица несет золотые яйца, зачем её рубить?

Джон Берр Вильямс высказывал идею о том, что ценность бизнеса связана с будущими доходами. Приведу пример. Предположим, вы купили автомат по продаже газировки за 100 000 рублей и поставили его в супер проходном месте в торговом центре. Ежемесячная выручка от продажи напитков пусть будет 22 000 рублей, из которых 2 000 рублей — расходы на обслуживание и ремонт. Чистая прибыль — 20 000 рублей в месяц. За какую сумму вы готовы будете продать свой бизнес? Давайте считать, через 10 лет автомат принесет нам:

20 000 рублей х 12 месяцев х 10 лет = 2 400 000 рублей.

Какую сумму вы должны положить на банковский депозит под 7% годовых с капитализацией процентов, чтобы через 10 лет у вас накопились бы те же 2 400 000 рублей:

2 400 000 / 1,0710 = 1 218 274 рубля.

1 218 274 рубля — такова объективная стоимость вашего бизнеса. Поясню: 1,07 — это наши 7%, то есть ежегодно первоначальная сумма увеличивается на 1,07. 10-ая степень означает, что все 10 лет или 10 раз мы увеличивали нашу первоначальную сумму на 1,07, отсюда 1,07 в 10-ой степени. Вам было бы гораздо проще держать деньги на банковском вкладе и получать гарантированный доход, чем заниматься бизнесом. Но в таком случае, чтобы не потерять будущие доходы, вы должны выручить за продажу своего дела 1 218 274 рубля. Вспомните, что я писал в статье «Основные финансовые показатели компании (часть 2)» о ставке доходности (пункт 7) — суть та же самая: любой инвестор рассчитывает будущую доходность и риск. Как видите, стоимость стабильно работающего бизнеса определяется его будущими доходами.

Джон Иейнард Кейнс помимо основания кейнсианского течения в экономике, также высказывал идею о концентрированном портфеле, в противовес широкой диверсификации. Традиционная концепция инвестирования в ценные бумаги утверждает: диверсификация является инструментом снижения риска инвестиционного портфеля. Если одна ценная бумага резко дешевеет, при небольшом изменении стоимости других, то в сумме стоимость портфеля меняется несущественно. Однако, верно и обратное: если одна ценная бумага резко дорожает, а другие стоят на месте, то и сумма портфеля вырастет не намного.

Например, наш портфель на 100 000 рублей состоит из 5 равных частей по 20 000 рублей в акциях 5 разных компаний. Если одна из них вырастет на 10% (стоимость пакета акций соответственно станет 22 000 рублей), а другие нет, наш портфель увеличится всего на 2%:

22 000 + 20 000 + 20 000 + 20 000 + 20 000 = 102 000 рублей или 2% от первоначальной суммы.

А вот если 100 000 рублей мы разделим всего на 2 равные части по 50 000 рублей в акциях 2 компаний, котировки одной из которых вырастут на те же 10%, стоимость нашего портфеля уже увеличится на 5%. Заманчиво? Да! Но как выбрать именно те, которые вырастут? На этот вопрос Баффету помог ответить Лоренс Блумберг, привнесший идею потребительской монополии.

Представьте, вы живете в городе, разделенным на две части рекой. Через реку проложен всего лишь один платный мост. Хотели бы вы быть владельцем этого моста? Думаю, да! Преимущества такого бизнеса налицо:

  1. отсутствие конкурентов,
  2. постоянная востребованность услуги,
  3. монополия цен,
  4. количество потребителей услуги ограничено лишь числом жителей города.

В этом и кроется суть потребительской монополии или компаний с конкурентным преимуществом — ничто не может помешать им получать прибыль.

Как видите, первоначальная идея Бенджамина Грэма в руках Уоррена Баффета, благодаря взглядам целого ряда выдающихся экономистом, претерпела существенные изменения. Он не только скупает акции по дешевке, он скупает по дешевке акции лучших стабильных компаний с конкурентным преимуществом. Посмотрите на компанию Coca-Cola, пакет акций которой владеет Баффет, — это бренд мирового масштаба, пользующийся спросом в десятках стран на протяжении более 100 лет. Или McDonald’s. Когда даже ваш ребенок говорит, что хочет в McDonald’s, а не в ресторан у дороги — это уже верный признак потребительской монополии.

Коротко, резюмирую инвестиционную стратегию Уоррена Баффета:

  1. покупать акции, когда те стоят дешево, в идеале, когда их рыночная стоимость меньше балансовой;
  2. покупать акции только стабильно растущих компаний;
  3. покупать акции компаний с конкурентным преимуществом.

Всё гениальное просто! В следующих статьях я постараюсь более глубоко раскрыть принципы инвестирования мастера своего дела!

Добавить комментарий