Основные финансовые показатели компании (часть 1)

Финансовые показатели

Выбирая ценные бумаги для инвестирования, всегда нужно помнить: за любой акцией стоит компания. Покупая акции, вы приобретаете долю в бизнесе, становитесь его совладельцем. Хотели бы вы владеть бизнесом, который не приносит вам прибыль или работает с низкой отдачей? Вероятно, нет. Для того чтобы понять, насколько эффективно и стабильно работает компания, необходимо внимательно знакомиться с её финансовой отчетностью. Но как же разобраться в цифрах отчетов и какие выводы из них можно сделать? Традиционно, существует целый ряд показателей, отражающих определенные стороны экономики предприятия. Приведу наиболее популярные и общепризнанные из них.  

1. Рентабельность или маржа — отношение прибыли к полученной выручке, выраженное в процентах. Она показывает отдачу предприятия. Также как и прибыль, рентабельность делиться на валовую, операционную, доналоговую (неоперационную) и чистую. Чем выше рентабельность, тем выше отдача от компании.

Валовая рентабельность — отношение валовой прибыли к выручке, показывает эффективность производства, технологического процесса. В валовую рентабельность входят только затраты на производство продукции, то есть себестоимость.

Операционная рентабельность — отношение операционной прибыли к выручке, показывает эффективность управления и администрирования компании. В операционную рентабельность включены расходы на содержание административного персонала (бухгалтеров, менеджеров, персонал кадровой службы, руководителей структурных подразделений и т.п.), офиса, маркетинговой политики, логистики, НИОКР. 

Доналоговая (неоперационная) и чистая рентабельность — отношение соответственно доналоговой (неоперационной) и чистой прибыли к выручке. Показывает, в частности, эффективность финансовой политики, то есть доходность от неосновной деятельности, проводимых финансовых операций, долговой нагрузки и выплатам по обязательствам, страхование (хеджирование) рисков. В целом, отражает эффективность работы всей компании.

Разберем на примере финансового отчета ПАО «АЛРОСА» за 2016 год.Отчет о прибылях и убытках

Валовая рентабельность равна:

( 186 130 / 317 090 ) х 100% = 58,7%

Операционная рентабельность (операционная прибыль в примере называется «прибыль от основной деятельности»):

(142 965 / 317 090) х 100% = 45,1%

Доналоговая рентабельность:

( 169 739 / 317 090) х 100% = 53,5%

Чистая рентабельность:

(133 471 / 317 090) х 100% = 42,1%

Выводы. Чем выше рентабельность, тем эффективнее работает компания. Валовая рентабельность в 58,7% — очень хороший показатель, если вы сравните его с другими предприятиями, то обнаружите, что далеко немногие могут этим похвастаться. Операционная рентабельность — 45,1% — несильно отличается от валовой, что указывает на достаточно продуманную административную политику. Доналоговая рентабельность превышает операционную — результат успешной финансовой политики в 2016 году, что, кстати, нельзя сказать о 2015. Чистая рентабельность в 2016 году — 42,1% — прекрасный показатель, а вот в 2015 году он составил всего 14,3%.

2. Коэффициент задолженности (коэффициент левериджа, коэффициент финансового рычага) — доля обязательств в капитале, то есть отношение всех обязательств на собственный капитал. Принято считать, что значение коэффициента более 1 — плохой признак, говорит о перегруженности долгами. С другой стороны, при коэффициенте более 1 компания финансируется за счет заемных средств, что положительно сказывается на рентабельности. В любом случае, слишком большой коэффициент, а значит и высокая долговая нагрузка, указывает на финансовую уязвимость.

Иногда рассматривают коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам, то есть берут в расчет только долгосрочные долги. Краткосрочные обязательства могут вносить некоторую путаницу в оценках. Предприятие может, взять краткосрочный кредит на разовые расходы (закупку сырья по выгодным ценам, не дожидаясь возврата дебиторской задолженности), что никак не окажет влияние в долгосрочной перспективе. 

Для примере возьмем отчет ПАО «Роснефть».

Отчет о финансовом положении ПАО "Роснефть"

Коэффициент задолженности ПАО «Роснефть» на 31 декабря 2016 года составил:

(2 773 + 4 531) / 3 726 = 1,96

Коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам:

4 531 / 3 726 = 1,22

Оба показателя превышают оптимум в 1. Стоит отметить, что многие кредитные организации обращают на этот коэффициент пристальное внимание: чем выше показатель, тем менее склонны банки предоставлять новые займы.

3. Коэффициент текущей ликвидности — отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Показывает способность предприятия расплатиться по краткосрочным обязательствам (то есть со сроком погашения менее 1 года) за счет оборотных средств (то есть оборачивающихся в течение 1 года, либо в одном производственном цикле в виде сырья, материалов, запасов готовой продукции, денежной наличности и т.д.). Чем выше этот показатель, тем увереннее предприятие себя может чувствовоать. Значение коэффициента менее 1 считается критичным — фактически это означает, что компания не в состоянии расплатиться по краткосрочным долгам, не прибегнув к новым заимствованиям или инвестициям.

Для пример возмем финансовый отчет за 2016 год ПАО «Россети».

Финансовый отчет ПАО "Россети"Краткосрочные обязательства ПАО «Россети» на 31 декабря 2016 года составили 116 656 млн рублей. Сумма оборотных средств — 148 453 млн рублей. Коэффициент ликвидности в таком случае будет равен:

148 453 / 116 656 = 1,27 — неплохой показатель.

Помимо коэффициента текущей ликвидности существует так называемый коэффициент мгновенной ликвидности — отношение доступных (наиболее ликвидных) средств и ожидаемых поступлений от фактически проданной продукции к сумме краткосрочных обязательств. Наиболее ликвидные средства — это прежде всего сами деньги и их эквиваленты, дебиторская задолженность, банковские депозиты и средства на счетах и т.п. То есть, коэффициент мгновенной ликвидности показывает способность предприятия расплатиться по краткосрочным долгам за счет имеющихся в наличии средств и тех, которые поступят в кратчайшие сроки (напомню, дебиторская задолженность — это обязательства клиентов по оплате уже поставленного им товара). Для ПАО «Россети» коэффициент мгновенной ликвидности равен:

(67 354 + 47 076) / 116 656 = 0,98 — показатель чуть ниже 1, что весьма неплохо.

Товарно-материальные запасы и авансовые платежи не входят в коэффициент мгновенной ликвидности, так как первые ещё предстоит продать и нет гарантии, что за них могут быть выручены деньги. А авансовые платежи — это фактически уплаченные деньги компании в виде еще не начисленного налога.

Третья разновидность коэффициента ликвидности — коэффициент абсолютной ликвидности. В отличие от коэффициента мгновенной ликвидности, он не учитывает дебиторскую задолженность, так как клиенты могут и не расплатиться за уже поставленный товар, а это чревато судебными издержками и нехваткой оборотных средств для поддержания технологического процесса. Принято считать, что коэффициент абсолютной ликвидности должен быть не ниже 0,2. Для ПАО «Россети» он равен:

67 354 / 116 656 = 0,58.

4. Коэффициент Р/Е (price/earnings, или цена/прибыль) — отношение рыночной цены акции к прибыли на одну акцию (EPS). Один из самых популярных показателей, отражающих относительную рыночную стоимость акции. Чем выше коэффициент, тем дороже оцениваются акции рынком. Часто приводится условное значение коэффициента равное 15. Коэффициент Р/Е выше этой цифры говрит о переоцененности (завышенной стоимости) акции, и наоборот. Однако, если вы посмотрите на российский фондовый рынок, для абсолютного большинства эмитентов (компаний, чьи акции торгуются на рынке) коэффициент ниже 15. Эта цифра больше характерна для американского фондового рынка, в то время как для российского с гораздо более скромной капитализацией, стоит ориентироваться на более низкие цифры, например 10 или ниже. Строго говоря, брать для ориентира конкретную цифру неправильно, она зависит множества факторов. Однако общее правило таково: чем ниже коэффициент Р/Е, тем недооцененней акция. В тоже время, недооцененность акции может быть связана с низким спросом на неё. Я лично применяю коэффициент Р/Е для оценки текущей стоимости акции относительно исторических котировок, а также для прогнозирования будущей стоимости.

5. Коэффициент Р/S (price/sales, цена/объем продаж) — отношение рыночной цены компании (рыночной капиталзации) к годовой выручке, или рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию. Также, как и коэффициент Р/Е, позволяет оценить недооцененность/переоцененность акций. Сравнительный анализ с помощью коэффициента P/S может быть применен только для компаний одной отрасли, так как объем продаж в разных отраслях может существенно меняться и зависеть от коньюнктуры рынков сбыта. Чем выше коэффициент, тем переоцененней акции компании, и наоборот. Преимуществом коэффициента является то, что, в отличие от коэффициента Р/Е, он не принимает отрицательных значений и менее подвержен субъективным оценкам.

Рассчитаем коэффициент P/S на примере ПАО «АЛРОСА», цена акций на 31 марта 2017 года составляла 91 рубль при общем их количестве 7 365 млн штук. Тогда рыночная капитализация составит:

7 365 млн  х 91 = 670 215 млн рублей.

Коэффициент P/S будет равен:

670 215 млн рублей / 317 090 млн рублей = 2,1.

Продолжение — «Основные финансовые показатели компании (часть 2)».

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *